DEMO DAY III набора В Южном IT_парке

Инвестиционная сессия

…Во вторник отгремел DemoDay Третьего набора, наши трекеры смахнули скупую слезу, а кто-то даже вздохнул с облегчением. Кто не знает, DemoDay — это когда прокаченный слегка стартапчик со всеми его метриками-потрохами показывают инвестору. О чем думают фаундеры-кофаундеры в ночь перед презентацией? Удается ли им заснуть и сходится ли во сне юнит-экономика?

Подавляющее большинство основателей будущих единорогов почему-то уверены, что весь этот демодэй, все эти презентации есть не что иное, как простой повод ввалить инвестору свои бабки в их увлекательный бизнес. И правда, не зря же он сюда самолетом летел. Стоит показать заезжему венчуру пару слайдов с какими-то цифрами и произнести магическое слово «Эм-Ви-Пи», как инвестиционный дядя сразу же подпишет чек на два с половиной транша по десять миллионов рублей. Бытует в народе такое поверье, что если вставить в презентацию последним слайдом свои контакты — секретарши венчурных фондов вам потом телефон оборвут и завалят почту схемами налогового структурирования на Британских Виргинских Островах.

На самом деле нет.

Инвестор — это самый обычный мужик, который, как и вы, ищет где бы ему заработать. Он может использовать свои деньги, деньги, находящиеся у него в доверительном управлении или в результате еще какой-нибудь схемы, но суть всегда остается одинаковой: купить подешевле и продать подороже, заработав на разнице. Обидно, да? А вы думали в сказку попали?

Помните старый еврейский анекдот?

— Ты чем занимаешься, Абрам?
— Покупаю яйца, варю их и продаю.
— И почем?
— Яйца покупаю по пятьдесят за десяток. Вареные продаю по пятьдесят за десяток.
— Какая же выгода?
— Во-первых, остается навар, во-вторых, я при деле.

Это, конечно же, антипример. На деле «яйца» тщательно проверяются, загружаются в инкубатор, и на продажу идут уже куры. Желательно по цене коров.

Давайте взглянем глазами инвестора на самих себя в тот момент, когда вы говорите: «У нас есть Эм-Ви-Пи».

Мысль первая: «Ё-маё, кто эти люди, и где я буду искать их со своими деньгами?». Это одна из причин, по которой вы рассказываете о своей команде. Сумасшедшие и непредсказуемые одиночки никому не нужны — нужна команда, закрывающая целый ряд компетенций. По большому счету это даже важнее, чем сама идея — идею можно повернуть, и это скорее всего еще не раз придется сделать, а нужных компетенций за полдня не соберешь.

Мысль вторая: «Чем я рискую, давая этим подозрительным людям бабло?». Для этого вы показываете свои цифры, результаты проверки гипотез в качестве хоть каких-то гарантий, если тут вообще уместно говорить о каких-то гарантиях. Вы только представьте себе подобную вашей ситуацию: на улице к вам подошел незнакомый человек и попросил дать ему денег на якобы очень-очень выгодное дельце. Вы ему миллион, а он вам завтра два. Но с небольшой оговоркой: если дельце выгорит. А если не выгорит, ну бывает — это жизнь, вас предупреждали о рисках. Даже не будем спрашивать: как вы поступите в такой ситуации.

Мыль третья: «На что эти ребятки хотят потратить деньги?». Ответы в стиле «Собираемся выпустить вторую версию» не прокатят. Вы должны четко понимать на что вы потратите каждый рубль и, самое главное, как это приумножит стоимость вашей компании, а следовательно и доли инвестора. Не просите десять миллионов туда, где не понимаете куда деть тысячу рублей. Иначе со стороны это выглядит как «Дайте деньги, мы придумаем на что их потратить».

Вкладываясь в сомнительное предприятие, а все стартапы на этой стадии предприятия в той или иной степени сомнительные, инвестор захочет контролировать процесс. Занимать место генерального директора, он, конечно, не станет — рулить каждым бизнесом нереально, но «Порш Кайен» на первый же транш купить вам не даст.

Это три основных вопроса, к которым следует быть готовым перед встречей с инвестором. Только с четким пониманием этих вещей имеет смысл обивать пороги венчурных фондов. Без четкой проработки этих моментов вся ваша деятельность по привлечению капитала в проект — это спам, который в лучшем случае прочтут «по диагонали».

Те, кому повезло стать участником акселерационной программы, получают возможность полностью упаковать продукт за 3-4 месяца. Но самое главное в другом: рассматривая продукт глазами инвестора, вы начинаете рассматривать его как бизнес. А бизнес требует точных цифр и не терпит розовых мечт.

Всем инвестиций, ребятки.

226616846_12779501984202971140

 

226611158_9855234204736677798